Ирбене - заброшенный город Латвии.

Я долго думал, как назвать этот пост..
Латвийская Припять, некоторые так называют Ирбене, - возможно, но как-то несравнимо, ведь в Ирбене никто не погиб.
"Звездочка" - так это место называли раньше. Тоже можно, но все равно что-то не то.
В итоге решил, что не в названии суть, а в самом месте.
irbene-53

Многие совмещают Ирбене и "Звездочку" в одно понятие, это не совсем так.. Давайте же углубимся немного в историю и поймем, что есть что.
В 1967 году остро встает вопрос о космической разведке (хотя есть мысли, что данные станции следили не столько за космосом, сколько за НАТО), и на территории Курляндии решено построить одну из пятнадцати воинских частей, занимавшихся контролем космического пространства (СККП). В 1971 году 649 отдельный пункт разведки радиоизлучений космического пространства "Звезда" построен. Военным частям присвоено значение "в/ч 51429"/"в/ч 93364".


Именно эта станция разведки и называлась "Звезда" или ласково "Звездочка". На станции располагались 4 радиотелескопа:

  • РТ-32 "Сатурн" диаметром 32 метра и высотой конструкции более 50 был построен в 1974 году (на данный момент 8 по величине в мире).

  • РТ-16 "Плутон" диаметром 16 метров. На данные момент законсервирован.

  • РТ-8 "Уран" диаметром 8 метров. Демонтирован в 1993 году российскими войсками и перевезен в Россию.

  • Малая радиоантенна "Меркурий" (около 3м диаметром).

Именно для обслуживания этой станции и был построен городок Ирбене. В городе проживало более 2000 человек. В основном военные и их семьи. Представьте, это был обычный советский городок, в котором был садик, была школа. Люди гуляли, радовались жизни...

Фото с panoramio.com



В основном в городе жили военные, но Ирбене не был стандартной воинской частью - это был полноценный город для жизни.

Пятая рота в/ч 51429. Призыв 1986г.

Но в городе жили не только военные.
Дети в Ирбене.


Школьники на линейке в 1990 году.

Фото: Латвия, Вентспилс-8, военный городок "Звездочка"

С объявлением Независимости Латвией размещение иностранных войск было запрещено и в 22 июля 1994 году последние российские войска покинули Ирбене и "Звездочку". 2 года база стояла в полном запустении.

Māris Filks

С 1996 года образован Венспилсский международный радиоастрономический центр. Но финансирования не хватает, поэтому в работе только РТ-32, однако и она находится на реконструкции.
Что касается нашей истории, то меня всегда привлекали заброшки. И решив, что 600 километров не крюк, мы поехали посмотреть на "Звездочку" и Ирбене. О самой поездке я напишу в следующем посте, сегодня отдадим должное этому городу.
Город и "Звездочку" найти не сложно, но и не просто. По Гуглмапс нашли Ирбене и по трассе Колка-Вентспилс искали поворот. Указателей особо нет, но найти поворот можно. Далее около 500 метров по бетонке и въезжаем в город. Мы не останавливались и сразу поехали искать "Звездочку".
irbene

Вокруг полная разруха, непохоже, что идет реконструкция. Пусто, людей нет, охраны нет.
irbene-3

Размеры действительно впечатляют!
irbene-4

irbene-5

irbene-6

irbene-7

Локатор огромен!
irbene-10

irbene-55

Вокруг пустота и заброшенность. Хотя здание отштукатурено.
irbene-11

Локатор во всей красе.
irbene-12

Здесь, как я понял, стоял минилокатор диаметром 3 метра.
irbene-13

Вокруг лес и бетонка. Наша арендованная ласточка.
irbene-17

По лесу идут подземные хода от локаторов к штабу и непонятные вентиляционные шахты.
irbene-18

Лес очень красивый. Грибов - море!
irbene-19

Подъехали к РТ-16. Он сейчас законсервирован.
irbene-20

irbene-22

Ворота надежно закрыты от постороннего вмешательства ;)
irbene-23

Подо мной подземный тоннель к штабу.
irbene-24

Вдали, как я понял штаб в/ч.
irbene-25

Кое-где осталась колючка.
irbene-26

Здание штаба или казарм. Все указывает на то, что это было административное здание.
irbene-27

Очень красивая аллея. Как хорошо здесь, наверное, было.
irbene-28

Вход в здание.
irbene-29

Эхо эпохи. Герб еще остался, а доска почета канула в лету.
irbene-30

irbene-31

Стекла выбиты не везде.
irbene-32

Судя по всему здесь находился демонтированный РТ-8.
irbene-33

Фонарь пробивается через деревья.
irbene-35

Асфальт уже держится более 20 лет! Умели же строить.
irbene-36

irbene-37

Дорога от "штаба".
irbene-38

Удручающая и впечатляющая картина.
irbene-39

Ласточка на фоне какого-то здания. Кстати, в Латвии дико дорогой прокат авто. Но мы случайно нашли местный (как я понял "русский" прокат, где были очень приятные цены, правда фара одна не работала, но нам привычно ;))
irbene-40

Возвращаемся в Ирбене.
irbene-41

Очень печальная картина. Более того, по моим наблюдениям разрушений больше, чем в Припяти. Ну, оно и понятно, мародеров не пугает радиация.
irbene-42

Часть домов кирпичная, часть - панельная. Странно, ведь они строились в одно время.
irbene-43

Кое-где сохранились оконные рамы.
irbene-44

irbene-45

Типичный дом 80-х годов. Таких домов масса в России и Украине.
irbene-46

Кое-где дома более разрушенные. Хотя оконные рамы здесь более целые.
irbene-47

irbene-49

Растительность пробивается через перекрытия.
irbene-50

irbene-51

irbene-52

В общем, картина печальная.
irbene-57

Представляю, как около этого парадного гуляли мамы с колясками...
irbene-58

И здесь всегда горел свет...
irbene-59

Когда я делал эту фотографию, к нам подошел "стремного" вида мужчина и попросил закурить...
irbene-60

Мы ему дали сигарету, он попросил пачку, но реально не было.. И мне понравилась фраза от него: "Блин, нет налички, а ближайший банкомат в Вентспилсе". Банкомат е-мое... Вот она Европа!
irbene-61

Оказалось мужчина строитель, вернее сноситель. Много зданий уже уничтожено, в том числе магазин, часть школы и несколько домов. То есть, существует подрядчик, который целенаправленно сносит Ирбене. Причину наш новый знакомый озвучить не смог, но видимо кому-то не нравится заброшенный город.
irbene-62

Честно говоря, мне не понятно. Зачем тратить деньги на его снос? Сделайте туристическую фишку - наши граждане потянуться за ностальгией, а европейцы за острыми ощущениями! Устройте такой себе "военный музей". В конце концов - оставьте как есть! Зачем сносить заброшенный в лесах Курземского побережья город?
irbene-63

В общем, жаль, что очень скоро не будет этого подъезда, где мужики выходили покурить после просмотра хоккея....
irbene-64

irbene-65

irbene-66

В целом, впечатления от посещения Ирбене не однозначные. Вроде и интересно, и захватывающе, и в то же время печально. Если у вас есть свободный день и машина - рекомендую посетить это место, пока его до конца не снесли! Более того, ведь по дороге много интересных и красивых мест, но "это уже совсем другая история" (с).

Оставайтесь на связи!

Посты по теме:
История Риги.


Рига с Даугавы


Домский собор, Рига


Музеи Риги



Юрмала.


Цесис


Сигулда


Cinevilla




promo shumaiev january 9, 2016 21:55 39
Buy for 30 tokens
Приветствую тебя, дорогой друг, на страничках моего журнала. Меня зовут Алексей и я стартапер, который любит путешествовать. В первую очередь этот журнал посвящен путешествиям, истории, туризму и странам мира. Это не путеводитель, а всего лишь возможность поделиться своими впечатлениями и опытом…
Спасибо, что заглянули.
Что касается самого Ирбене - то въезд свободный, впрочем как и дома (есть пару строителей и несколько домов обнесены забором (их разбирают).
Что касается локатора - то там типа есть какие-то ворота, но они были открыты (как я понял пока вход свободный). В интернете писали, что там за пару евро можно договориться со сторожами и они покажут подземные туннели, но мы вообще никого живого не нашли ;(( Хотя чьи-то машины стояли. Первый объект (РТ-32) на ремонте и он рабочий. Иногда запускается, но мы никого вообще не увидели, кроме одинокого строителя в самом городе. И это где-то за 2 часа. При этом ходили в принципе абсолютно везде.
Заглянул, у Вас более, конечно, внутри сохранилась "атмосфера".
мдаа..совсем что-то как-то мрачновато заброшено:-(
меня пугают и угнетают такие места
Есть такое... А еще они наталкивают на мысли о бренности бытия..
удручающая картина... но,думаю,скоро здесь снова жизнь возродится... людям свойственно возвращаться..
К сожалению, скорее всего, его просто уничтожат. Процесс уже запущен.
600 км не крюк - уважуха, наш человек!
Вообще нравятся твои посты за обстоятельность не поленишься, старых фотографий найдешь - конечно так интереснее читать. а я вот ленюсь.
Хороший объект, пару раз читала отчеты о нем.

1. Дороги в хорошем сохране - потому что ими не пользуются, фуры в жару не едут, зимой гадостью не сыплют. ну ты понял.
2. С домом сняли чермет - перила, ограждения на балконах, двери. Обычная история собственно везде.
3. Довольно часто слышу о некоторых местах, что мол можно устроить экскурсии. неможна. Потому что если ты везешь экскурсию - ты должен соблюдать технику безопасности группы. У нас почему в ЧЗО не оч.любят иностранцев возить, а если везут - те пишут какой-то отказ. Потому что если буржуй вернется в свой капитализм и заболеет например раком через два года или пять, и скажет что он был в ЧЗО - тогда его страховая будет требовать денег на лечение и возмещение его трудоспособности у тур.оператора.
А те люди что там жили. не думаю что хотели бы вернуться в эти места. Я видала людей в Припяти, которые очень плакали и много пили глядя на свои квартиры - платить за такое деньги, поверь никто не будет.
Cпасибо за обстоятельный комментарий ;)
По чермету, видимо я питал иллюзии по поводу европейскости Латвии ;) Скорее всего ты права!
По технике безопасности абсолютно согласен, тут конечно нужно делать огромную работу, прежде чем туристов пускать. Наверное, на гос. уровне.
Но с ЧЗО я бы не сравнивал, все таки в Зоне трагедия жизни, поэтому и реакция такая.
Как я понимаю в Ирбене все уехали добровольно и никакой трагедии не было. Когда мониторил различные группы в соц.сетях и форумы бывших жителей, кроме ностальгии и сожаления о разрухе особо чувств не увидел (горя, например).
Но в целом конечно это большой геморрой и скорее всего просто городок разберут на стройматериалы и он канет в лету...
Грустно видеть разрушенные дома(
Локатор впечатляет, прямо как из фильма Прибытие)
Очень интересно! Спасибо! Не доехал в своё время...
Спасибо. Надеюсь еще будет возможность увидеть)
"Асфальт уже держится более 20 лет! Умели же строить."

Не "строить умели", а 20 лет ни кто не ходил/ездил по нему.
Ну, как я понял, время от времени по нему на радары ездят и обслуга, и строительная техника.