Круизы за Железным Занавесом: СССР. Начало

Были ли круизы в Советском Союзе? Были ли круизы за Железным Занавесом? Ответ однозначный - были! Я решил не останавливаться на первой статье и рассказать вам максимально полную информацию про "круизную индустрию" за Железным занавесом!
Как правильно заметили некоторые комментаторы первой части в социальных сетях - Железный занавес, это не только СССР. Верно подмечено, полностью согласен. Именно поэтому и собирался после статей про круизы в СССР, написать статьи про круизы в социалистической Польше, Восточной Германии и возможно Югославии, Болгарии (если наберется достаточно материала).
Но об этом позже. Сейчас же, первая часть про круизы в СССР.

SS Admiral Nakhimov, ex-Berlin (III)

Круизная индустрия на территории Российской Империи и впоследствии Советского Союза развивалась немного в другом русле, если сравнивать с круизами в "остальном мире".
Возможно, изначально, проблемой стало отсутствие прямого выхода к Мировому Океану и главным водным транспортным коридорам. В середине 19 века Российская Империя имела выход к Балтийскому морю, Черному морю, Каспийскому и Азовскому морям (по сути внутренним), Северному Ледовитому океану (на котором даже в 21 веке нет регулярных пассажирских сообщений) и Тихому океану.
В виду исторических событий, труднодоступности и войн, Тихий океан не рассматривался как рынок для возможных круизных или пароходных сообщений.
Политическая ситуация также не позволяла полноценно развивать направление Балтики и Черного моря. Если говорить про Черное море, то давайте вспомним Крымские войны, которые происходили в середине 1850-х годов, в это время P&O и Cunard уже совершали перевозки, при этом у P&O были практически полноценные круизы.
В итоге, в это время в Российской Империи развивались речные круизы или как их еще называли пароходства.


Данные компании, в основном, специализировались на речных перевозках пассажиров по крупным рекам, например, Волге.
Кроме этого, в начале-середине 19 века появляются морские пароходства.
Первым из них было основанное в Одессе - Черноморское морское пароходство. Оно было основано в 1833 году.
Примечательно, что данные компании объединяли в себе как торговые и грузовые, так и круизные и пассажирские суда.
Практически все пассажироперевозки совмещали в себе вариант - река-море. Либо же они были чисто речными.
Существовали варианты - Волга - Каспийское море, Днепр - Черное море (Одесса) и другие.
Пассажирские перевозки стремительно развивались и хотя они еще не были похожи на круизы, маршруты Херсон-Одесса стали регулярными. Кроме того, в то время совершился первый 6 месячный переход колесного парохода из Петербурга в Одессу!!!
Черноморское пароходство развивалось. В его флоте появлялись современные на то время пароходы, которые совершали регулярные внутренние маршруты по Черному морю.
К 1845 году появились первые международные маршруты (сложно еще называть их круизами) Одесса - Константинополь (современный Стамбул).
Специально для этого маршрута были построены в Англии 4 пароходофрегата - смесь колесного парохода и парусного фрегата.

Колёсный пароходофрегат «Херсонес»


Колесный пакетботный пароход «Эльборус»

Почти 10 лет корабли работали на маршрутах. Во время Крымской войны суда были реквизированы и вооружены. Почти все корабли были уничтожены в ходе войны.
Ближе к концу 19 века в Российской Империи появляются другие пароходные компании: Северное морское пароходство (1870), Добровольный флот (1878), Дальневосточное морское пароходство (1880) - ни одна из них не обладала круизным флотом.
К началу 20 века что-то похожее на морские круизы сохранялось лишь на Черноморском направлении. Однако, основным направлением оставались грузовые перевозки.

Гавань Одессы, начало 1900-х

В начале двадцатого века сначала Первая Мировая война, потом Революция и Гражданская война практически полностью уничтожили так и не родившийся круизный рынок. Оставались лишь небольшие речные перевозки.
В промежуток между Первой и Второй Мировыми войнами рынок пассажироперевозок немного возродился.

Одними из первых были небольшие лайнеры, которые совершали круизы даже "вокруг Европы". Из Санкт-Петербурга в Одессу или Ялту.
Корабли подобного класса могли взять на борт до 550 пассажиров. А их скорость была далека от Голубой Ветви.

Круизный пароход "Украина"

В составе флота появились корабли, которые были построены до Революции в Германии или России. Кораблей было достаточно много, давайте вспомним самые известные из них.
Например, пароход "Ленин" (ех-"Симбирскъ")


Корабль был построен в 1909 году в Данциге (Гданськ) для Добровольного флота. Лайнер работал на азиатских и тихоокеанских маршрутах до 1923 года. Сменил разных владельцев (из-за Революции). В 1923 году корабль стал советским. Его назвали в честь Ленина.
"Ленин" стал совершать регулярные "круизы" по Черному морю с 1924 года.


С началом Второй Мировой войны корабль стал транспортным судном. Во время эвакуации из окруженного Севастополя "Ленин" подорвался на советской мине. Число погибших неизвестно, но историки говорят что погибло от 2500 до 4600 человек.

Еще одним известным кораблем этих времен был "Теодор Нетте". Данный корабль был грузопассажирским пароходом, построенным в Санкт-Петербурге в 1912 году. Лайнер совершал рейсы по тихоокеанским маршрутам. После революции корабль попал толи японцам, толи к итальянцам. В 1921 году лайнер стал совершать поездки под флагом итальянской компании "Lloyd Triestino" и под новым именем "Soria".
В 1926 корабль был куплен Советским Союзом. Новое имя - Теодор Нетте (Teodors Nete).
Корабль совершал "круизы" по Черному морю.


Немного странно, но корабль был реквизирован для нужд армии в 1933 году (за 6 лет до начала Второй Мировой войны). Уже в 1934 году корабль стал минным заградителем. По сути с этого времени судно превратилось в военное. Больше корабль круизов не совершал. Судьба его немного странная. Он пережил войну, но его основа, засыпанная грунтом, стала причалом порта в Петропавловске-Камчатском.

Еще одним известным довоенным лайнером стала - "Армения".
Корабль был построен в Советском Союзе, в Ленинграде в 1928 году. Его водоизмещение было почти 6000 тонн.
Обратите внимание насколько меньше он был трансатлантических лайнеров того времени! Для сравнения SS Bremen (1928 года) имел водоизмещение почти 52000 тонн.

Достоверно судьба корабля неизвестна. Он находился на стандартных маршрутах, которые сложно назвать круизными. К началу Второй Мировой войны корабль сразу стал использоваться как эвакуационное судно. В ноябре 1941 года лайнер отправился из Севастополя и Ялты имея на борту до 10000 эвакуируемых человек. Говорят, что лайнер имел санитарные знаки. Однако он при этом имел зенитное вооружение, что нивелировало защиту Красного Креста.
Ночью, 7 ноября корабль был атакован одиночным немецким самолетом. Спустя 4 минуты после атаки корабль затонул. Спаслось только 8 человек. Это одна из самых страшных катастроф в мировой истории... Корабль до сих пор не найден.


Вторая Мировая война абсолютно уничтожила пассажирские перевозки в Советском союзе. После войны все началось сначала.
В виде репараций Советский Союз получил большое количество разных кораблей, среди них были известные современные океанские лайнеры - Magdalena, Basarabia, Patria, Berlin и Hansa.

© FORTEPAN / Dobóczi Zsolt/Wiki/CC BY-SA 3.0

Magdalena была построена в Данциге (Гданськ) в 1928 году. Корабль принадлежал известной компании HAPAG (Hamburg America Line).
До войны корабль совершал трансатлантические поездки. Кроме этого корабль заходил на Карибы. В 1934 году лайнер сел на мель недалеко от Кюрасао.
После ремонта Magdalena получила новое имя - Iberia.
Во время Второй Мировой войны корабль был базой ВМФ Германии. После войны лайнер стал частью британского флота. А в 1946 году корабль был передан СССР в качестве репараций. Новое имя корабля - "Победа"
После этого корабль совершал круизы по Черному морю и зарубежью. К середине 1950-х годов этот лайнер был одним из лучших в Советском Союзе. В 1956 году корабль совершил знаменитый круиз вокруг Европы. Круиз знаменит тем, что его посетили известные советские деятели культуры, ученые и писатели.
Еще корабль известен тем, что в 1962 году во время Карибского кризиса на нем переправляли советские войска на Кубу.
Кроме этого, корабль стал съемочной площадкой одного из самых известных советских фильмов: "Бриллиантовая рука". Я об этом говорил в прошлой статье.
Кадры из фильма:
В конце 1970-х годов "Победа" была утилизирована в Бангладеш.

Кстати, отдельной темой этих статей будет стоять вопрос реквизиции кораблей для нужд Советской власти. Многие спрашивали, как могут забирать корабль в официально мирное время. Ответ простой. Дело в том, что в СССР не было частной собственности. То есть, любое имущество без обсуждений могло быть забрано для нужд страны. Независимо от войн, экономических ситуаций и прочего.
Но вернемся к "нашим" кораблям.

Еще одним известным океанским лайнером, который пополнил послевоенный флот СССР стал корабль Basarabia.
Это был построенный в 1938 году румынский лайнер, который совершал круизы по Средиземному морю и был одним из самых быстрых на этом рынке.
В 1948 году корабль перешел в состав СССР под названием Украина!

© Eclair-Kazan, Lebanon, postcard

Корабль совершал круизы по Черному морю, Средиземному морю и Африке.
В 1988 году корабль был отдан на слом.

© BLASCO issued postcard

Еще одним известным послевоенным лайнером стал популярный HAPAG лайнер - Patria.
Корабль был построен в 1938 году в Гамбурге. Patria совершала трансатлантические рейсы из Германии в Южную Америку.


Во время войны корабль был частью ВМФ Германии. После войны корабль находился под контролем англичан и назывался Empire Welland.
В это время корабль успел сделать 2 трансатлантических рейса.
В 1946 году корабль отошел к СССР в виде репараций. Новое имя корабля - Россия.
Корабль совершал круизы по Черному морю. Удивительная особенность, в виду популярности маршрута, корабль иногда брал на борт лишних пассажиров, которые ночевали на открытых палубах и шезлонгах.

© V.I.Cherksarshin \ В.И. Черкашин/Wiki/CC BY-SA 3.0

В 1962 году, корабль увозил советских солдат с Кубы в СССР.
Кроме этого, Россия совершала круизы по Черному морю, Западной Африке и Кубе.
В 1985 году корабль был порезан на металлолом в Японии.
Кстати, этот корабль снимался во множестве советских фильмов, среди них упомянутая нами выше "Бриллиантовая рука".

Еще одним известным советским лайнером стал "Советский Союз".
Данный корабль был построен в 1921-23 годах в Гамбурге для Hamburg-America Line. Основной целью корабля были трансатлантические перевозки. Маршрут - Hamburg-New York City. Корабль мог перевезти до 1800 пассажиров.


Кстати, первое имя корабля - Albert Ballin. Корабль был назван в честь создателя компании HAPAG.
Особенностью корабля стали цистерны, которые успокаивали качку.
В 1935 году корабль переименовали в Hansa. Властям Третьего Рейха не понравилось, что корабль назывался в честь еврея.
Во время войны корабль выполнял эвакуационные функции.


В марте 1945 года корабль затонул подорвавшись на мине.
После окончания войны, корабль попал в состав кораблей, которые отдавались СССР (репарации).
В 1949 году корабль подняли со дна. В Варнемунде и Антверпене был проведен ремонт. После ремонта на корабле осталась одна труба вместо двух.
Новое имя корабля - Советский Союз.
С 1957 года корабль совершал поездки по Тихому океану (Владивосток-Камчатка).

© Gaggy Dun/Wiki/CC BY-SA 4.0

В конце 1980 года корабль был списан. Интересная история, коммунистическая власть не могла отдать "Советский Союз" на слом. Поэтому корабль был переименован в "Тобольск".
В 1982 году корабль был утилизирован в Гонконге.

Про один из самых известных современных советских лайнеров - Адмирал Нахимов я расскажу в следующей статье.
И эта статья будет посвящена только ему.
Поверьте - оно того стоит.
Это был известный немецкий трансатлантический пароход, который стал советским лайнером. Лайнером, который затонул...
В общем, эту историю я расскажу в следующей статье.
Это будет небольшой spin off.


Stay tuned!

Recent Posts from This Journal

  • Корабли, которые мы потеряли: 2014

    © Jürgen Saupe/Wikipedia/ CC BY-SA 3.0 Продолжаем серию статей про корабли, которые мы потеряли за последние 10 лет. 2014 год стал фатальным…

  • Корабли, которые мы потеряли: 2013

    © Public Domain/Wikipedia 2013 год стал фатальным для нескольких известных кораблей, среди них: четвертый корабль Norwegian Cruise Line -…

  • Песня моей ночи

    Открыл для себя просто нереальную песню... Делай вопреки, делай от руки, Мир переверни, небо опрокинь. В каждом наброске, в каждом черновике,…

promo shumaiev january 9, 2016 21:55 39
Buy for 30 tokens
Приветствую тебя, дорогой друг, на страничках моего журнала. Меня зовут Алексей и я стартапер, который любит путешествовать. В первую очередь этот журнал посвящен путешествиям, истории, туризму и странам мира. Это не путеводитель, а всего лишь возможность поделиться своими впечатлениями и опытом…