История круизов, ч.5. Между войной и Боингом 747.


Постепенно мы приближаемся к истинному зарождению современной круизной индустрии.
Прошлый раз мы поговорили о страшной войне и ее влиянии на индустрию.
Стоит сказать, что несмотря на практические полное уничтожение, круизная индустрия довольно быстро пришла в себя.
Власти США начали субсидировать строительство новых лайнеров. Так же, одним из стимулов была угроза новой войны с СССР. Необходимо было срочно восстановить транспортный флот и лучшим вариантом было возродить круизную индустрию, а в случае чего.. повернуть все на рельсы войны можно было быстро, к сожалению, за последние 50 лет уже опыт был дважды..

Картина была чем-то похожая на ситуацию после Первой Мировой войны. Опять пассажирами были беженцы и эмигранты в США и Канаду с одной стороны и более обеспеченные люди с другой.

Прародительница круизной индустрии компания P&O потеряла во время войны 156 кораблй! Среди них популярные корабли, среди которых Viceroy of India, Cathay, Oronsay and Orcades.
Некоторые корабли продолжали работать.

Strathaird

В 1955 году компания запустила два новых лайнера, которые были настроены больше на скорость и работали на австралийском рынке:
SS Canberra


Несмотря на мирное время, этот корабль успел все же поучаствовать в Фолклендской войне, 1982.


Второй послевоенный корабль P&O - SS Oriana.
Корабль верой и правдой служил своим пассажирам вплоть до 2005 года, правда уже под другими флагами.


О дальнейшей судьбе P&O мы поговорим позже.

Так же мы не можем не упомянуть американские компании.
Самой "успешной" компанией после войны стала United States Lines. Компания начала свой путь еще в 1920-х годах.
Про некоторые лайнеры этой компании мы уже говорили, например, про George Washington, который принимал участие в Первой Мировой войне.


Кстати, именно этой компании отошел SS Vaterland, который стал называться SS Leviathan. Мы говорили об этом лайнере в прошлых статьях.
Признаться честно, у компании не было своей сильной верфи и она, в основном, использовала корабли, захваченные во время Мировых войн.
Но!
В 1931 году для компании был построен прекрасный лайнер SS Manhattan.


А после войны, в 1952 году, с помощью правительства был построен великолепный лайнер - SS United States.
Кроме того, что это был самый современный лайнер и один из немногих "мегалайнеров" построенных на верфях США, этот корабль стал и самым быстрым в истории. Он завоевал Голубую Ленту в 1952 году (говорят, что далеко не на полной мощности) и этот рекорд не побит до сих пор (среди океанских лайнеров)! Корабль развил скорость - 34.51 knots (63.91 km/h)!!!


У корабля были простые интерьеры, а по конструкции он был сделан немного уже Queen Mary & Queen Elizabeth, для того чтобы спокойно проходить Панамский канал.
SS United States одним из первых стал совершать круизы по Карибам из Нью-Йорка.


В 1964 году корабль был продан другой компании. В 1969 году лайнер поставили "на прикол". В конце 1970-х корабль хотели купить Norwegian Cruse Line, но в итоге они купили SS France.
Практически до 2016 года корабль переходил из рук в руки, с целью восстановления и возврата на рынок. И только в августе 2016 года сообщили, что восстановление лайнера невозможно.


Корабль остался "ржаветь" в порту Филадельфии.


Hamburg America Line сильно пострадала от Первой Мировой войны, Вторую Мировую войну компания фактически не пережила и в 1970-х она объединилась с Norddeutscher Lloyd. Новая компания стала зваться Hapag-Lloyd.

Norddeutscher Lloyd начала свою жизнь с нуля после Второй Мировой войны. Немецким компаниям было запрещено строить большие корабли, поэтому NDL заказывала маленькие, водоизмещением до 7200 тонн.
После 1951 года NDL разрешили строить новый флот. Сначала компания покупала старые корабли, которые стали ходить в Канаду, США и на Канарские острова.
В 1955 году компания возобновила пассажирский сервис, перестроив шведский 18000 тонный корабль 1924 года постройки - MS Gripsholm.
Корабль назвали MS Berlin


Компания до 1970 года ознаменовалась появлением еще двух, достаточно крупных лайнеров.
Bremen


И Europa


Которая впоследствии даже походила под флагом Costa Cruises.

Rich Turnwald/Wiki/CC BY-SA 3.0

Что касается обладательницы Голубой Ленты Атлантики SS Europa, то в конце Второй Мировой войны, как мы говорили в прошлой статье, она была конфискована США. Около года корабль использовался как военный транспорт.
В марте 1946 года корабль был передан Франции, как военная репарация, чтобы заменить погибшую в Нью-Йорке SS Normandie.
Французы назвали корабль Liberté. Лайнер был отбуксирован в Гавр, где его ждали изменения во "французский корабль".
Прежде всего перекрасили трубы.
8 декабря 1946 года, во время ремонта, во время шторма корабль оборвало со швартовых и отнесло к затонувшему в гавани в 1939 году лайнеру SS Paris. Из-за повреждения корабль был подтоплен.


После поднятие корабля, его опять начали восстанавливать, но корабль как-будто прокляли. В 1949 году во время ремонта происходит пожар, который уничтожает почти все новые помещения.
Наконец-то, 2 августа 1950 года Liberté отправляется в свой первый круиз. Лайнер выходит на трансатлантическое направление.

Photo by: Frederic Logghe, published on ibiblio.org/Wiki/CC BY-SA 3.0

Партнерами Liberté по трансатлантике стали другие корабли Compagnie Générale Transatlantique: SS Île de France и SS De Grasse.

SS Île de France

После войны Île de France вернулся на трансатлантический маршрут. Правда вернулся только после модернизации и ремонта. Первый послевоенный рейс корабль совершил лишь в 1949 году.
Корабль стал достаточно популярным среди туристов. А в 1956 году лайнер принял самое активное участие в спасении пассажиров с тонувшего "Andrea Doria".
Шлюпки Île de France спасли почти половину пассажиров.


К "Andrea Doria" мы еще вернемся.

Еще одним, достаточно известным лайнером того времени была SS Antilles.
Она совершила свой первый рейс в 1953 году и совершала круизы по Карибским островам.

На фото SS Flandre, the sister ship of SS Antilles.

К сожалению, ее судьба была не долгой. 8 января 1971 года она наткнулась на рифы, недалеко от острова Mustique (Grenadines).
Все ее пассажиры и команда были спасены RMS Queen Elizabeth 2 (о которой мы поговорим в следующей статье).
Остатки корабля можно до сих пор наблюдать в воде и даже с гугл мапс (12°54′04″N 061°10′44″W).

В 1959 году на слом отправили знаменитый корабль в стиле арт-деко - Île de France. В 1960 году лайнер использовали во время съемок фильма-катастрофы "Последнее путешествие".
В фильме труба корабля уничтожается. Так же во время съемок судно частично затопили.


В это же время стало понятно, что Liberté тоже устаревший лайнер. Корабль отправили на слом, а ей на замену пришел современный 65 000 тонный лайнер SS France.
На момент построения SS France стала самым длинным кораблем из когда либо построенных. Более того, этот рекорд держался до 2004 (!) года, пока на воду не спустили RMS Queen Mary 2.
Кроме того, корабль стал самым большим кораблем! Этот рекорд был побит только в 1988 году.


Немного забегая вперед скажем, что SS France была флагманом Compagnie Générale Transatlantique до 1974 года. Это был один из самых совершенных лайнеров своего времени.
В 1979 году лайнер купила компания Norwegian Cruise Line, но это уже совсем другая история.

Photo by: Dr. Karl-Heinz Hochhaus/Wiki/CC BY 3.0


Стоит сказать, что после этого компания фактически перестала существовать и была объединена с Compagnie Générale Maritime.
Сейчас эта компания известна как CMA CGM и, насколько мы знаем, у компании нет пассажирских судов.

Немного выше мы говорили про "Andrea Doria". Пришло время немного рассказать про Italian Line.
После войны компания достаточно быстро вернулась на рынок.
Появились несколько больших кораблей:
Cristoforo Colombo, который совершал свои рейсы вплоть до 1981 года.


MS Augustus - роскошный лайнер, который прослужил долгую службу для разных компаний, а в конце своей карьеры был гостиницей. Распилен в 2012 году.

Photo by: Kostasplus/Wiki/CC BY 3.0


MS Giulio Cesare совершал свои рейсы более 22 лет (1951-1973).
SS Andrea Doria - флагман компании, прекрасный лайнер, один из самых совершенных кораблей своего времени.


Но корабль вошел в историю совсем по другой причине. С этим кораблем связана самая успешная спасательная операция в истории мореходства. Дело в том, что в июле 1956 года лайнер столкнулся с другим круизным кораблем ("Stockholm") недалеко от Нью-Йорка.


Про это столкновение можно писать отдельную статью, но важно другое.
Несмотря на страшную аварию была произведена прекрасная спасательная операция. "Stockholm" сам дошел до берега, а SS Andrea Doria тонул в течении 11 часов. За это время с корабля были спасены практически все пассажиры и члены экипажа.
Всего погибло 51 человек (может больше, данные разнятся).


Что касается MS Stockholm, то как не удивительно, лайнер выдержал удар, восстановился и в строю до сих пор.

Bundesarchiv, Bild 183-81906-0021 / Pressens Bild / CC-BY-SA 3.0

Сейчас корабль носит имя MV Astoria и это один из самых старейших действующий лайнеров в мире!

Photo by: Pjotr Mahhonin/Wiki/CC BY-SA 4.0

Но вернемся к Italian Line, кроме Andrea Doria у них был еще один флагман - SS Leonardo da Vinci.
Лайнер верой и правдой служил компании, совершал трансатлантические круизы. Корабль имел сложную судьбу, несколько раз становился "на прикол", а в итоге затонул около La Spezia после пожара в 1980 году.


Кроме того у компании было еще несколько лайнеров, среди них:
SS Guglielmo Marconi, который после 1983 года ходил под флагом Cost Crusies.


SS Raffaello (1963-1975) - провел достаточно короткую жизнь, как для круизного лайнера.
SS Michelangelo (1965-1975) - тоже достаточно короткая жизнь лайнера.
Оба лайнера совершали трансатлантические рейсы, а впоследствии были проданы Ирану.


Компания переживала не очень хорошие времена и после долгих лет была поглощена TUI AG в 2005, а стала частью Hapag-Lloyd в 2006.
Правда активности между 1976 и 2006 мы не заметили.

Не хочется забыть про Holland America Line.
Корабли этой компании принимали участие во Второй Мировой войне.
SS Nieuw Amsterdam стал самым известным кораблем компании во время войны.
После войны корабль был в строю до 1974 года.


После войны в строю компании появились более известные корабли, например, SS Rotterdam.


Корабль проходил по морю до 2000-х годов!
Сейчас корабль выполняет роль отеля.


Что касается White Star Line, то к 1950 году Cunard полностью поглотила компанию и о бывшей владелице Титаника и обладательнице Голубых Лент Атлантики осталась только история. Хотя некоторые корабли ходили еще в ливрее и под флагами White Star вплоть до 1960-х. Например, Nomadic 1911 года постройки.
Корабль, несмотря на его тяжелую историю и несколько владельцев, сохранился до наших дней и, судя по всему, сейчас реставрируется, чтобы стать музеем. Каждый год 15 апреля на судне поднимается флаг White Star Line в память о жертвах Титаника.

Nomadic в 2016 году в сухом доке, Белфаст.
Punx/Wiki/CC BY-SA 4.0


И напоследок, поговорим о Кунарде.
После войны компании поглотила White Star Line.
При этом стоит заметить, что компания значительно пострадала во время войны.
Правда, RMS Mauretania вернулась в строй, проводила круизы по Средиземному морю вплоть до 1965 года.


RMS Queen Elizabeth была обратно переоборудована в пассажирский лайнер и отлично справлялась со своей задачей до 1968 года.

Photo by: Ian Taylor/Wiki/CC BY-SA 2.0


В 1968 году было принято решение, что корабль больше нерентабельный. Корабль продали бизнесменам из Филадельфии. Они хотели сделать плавучий отель, но в итоге перепродали корабль в Гонконг. Там корабль ждали другие перипетии. В январе 1972 года на корабле произошел пожар, в результате которого корабль затонул в бухте Гонконга.

Photo by: Barry Loigman, M.D./Wiki/CC BY-SA 2.5


Что касается прекрасной RMS Queen Mary, то после войны корабль совершал круизы, а в 1967 году Кунард приняло решение продать лайнер.
С 1968 года Queen Mary - корабль-музей в порту Лонг-Бич, Лос-Анджелес.

Photo by: Altair78 (talk)/Wiki/CC BY 2.0

Кроме выше названных кораблей, Cunard собирались вводить в строй новые лайнеры, например, прекрасную Queen Elizabeth 2, которая вошла во флот в 1969 году.


Но, гегемонии круизных лайнеров помешало появление Боинга 747.


Еще в 1958 году компания Pan American начала регулярные рейсы Нью-Йорк - Лондон.
Уже к концу 1959 года количество пассажиров перелетевших Атлантику сравнилось с количеством пассажиров переплывших Атлантику.
К концу 1970-х Боинг 747 и беспересадочные перелеты Европа - США полностью убили трансатлантические круизы. И на этот раз окончательно.


В таких круизах не было больше потребности даже чисто с экономической точки зрения.
И тут я бы мог сказать, что круизная индустрия в очередной раз умерла..

Но нет!

На горизонте появились новые современные компании, как:
Costa Cruises (была основана еще в 1854) - в 1959 году запустила полностью круизные суда по Европе.
Первым из них был Franca C


MSC Cruises (1960) - первыми кораблями которой были:
Angelina Lauro


И MS Achille Lauro

Photo by: D. R. Walker/Wiki/CC BY-SA 3.0

Princess Cruises (1965) - первыми кораблями которой были Princess Patricia, Princess Italia & Princess Carla.
Princess Italia

Photo by: Gordon Dalzell/Wiki/CC BY-SA 4.0

Princess Carla


Norwegian Cruise Line (1966).
Компания начинала с нескольких небольших кораблей - Sunward (1966), Starward, Skyward, Seaward, Southward, Sunward II.
Самый большой из них был чуть более 17 000 тонн.

Starward (1968)

Royal Caribbean International (1968).
Первым кораблем компании стал: Song of the Norway

Photo by: Tony Garner/Wiki/CC BY-SA 4.0

Следующим кораблем стал небольшой Nordic Prince:

Photo by: Amic Hoteles Hotel Horizonte/Wiki/CC BY 2.0

Carnival Cruise Line (1972)
Первыми кораблями компании стали:
Mardi Gras (бывший Empress of Canada)

Photo by: René Beauchamp/Wiki/CC BY-SA 3.0

И Carnivale (бывший Empress of Britain)

Photo by: Rich Turnwald/Wiki/CC BY-SA 4.0

С появлением этих компаний круизный рынок изменился..
Можно сказать, что в конце 1960-х мир наблюдал рождение современной круизной индустрии.
Именно об этом и будет наша следующая и последняя статья в этом очерке..
Отдельно мы позже обсудим историю каждой круизной компании в мире ;)

И для того, чтобы немного возбудить интерес, мы хотим еще раз показать вам первый корабль компании Royal Caribbean и самый современный (на сегодня) - Harmony of the Seas:

Photo by: Tony Garner/Wiki/CC BY-SA 4.0



Продолжение следует...

Posts from This Journal by “работа” Tag

promo shumaiev january 9, 2016 21:55 38
Buy for 30 tokens
Приветствую тебя, дорогой друг, на страничках моего журнала. Меня зовут Алексей и я стартапер, который любит путешествовать. В первую очередь этот журнал посвящен путешествиям, истории, туризму и странам мира. Это не путеводитель, а всего лишь возможность поделиться своими впечатлениями и опытом…
Отличный обзор! Очень интересно.
Ирану два туристических лайнера? Зачем? В Каспии плавать?

P.s. мне кажется, Алексей, Вы кое-что забыли. А от меня, как от занудного читатели это не укрылось ))
Судя по всему Иран покупал их в качестве плавучих казарм)) Но не срослось и их порезали..
Вообще должны были в Персидском заливе стоять. У Ирана ж ого-го выход в залив, не то что у Ирака.

П.с. блин, ты меня ввел в ступор. Два раза перечитывал.. Что забыл? ;) Видео? ))
даю наводку. Пропуск в этом абзаце А после войны, в 1952 году, с помощью правительства был построен великолепный лайнер - SS United States.
Кроме того, что это был самый современный лайнер и один из немногих "мегалайнеров" построенных на верфях США, этот корабль стал и самым быстрым в истории. Он завоевал Голубую Ленту в 1952 году (говорят, что далеко не на полной мощности) и этот рекорд не побит до сих пор (среди океанских лайнеров)!

Толи лыжи не едут, толи я на асфальте)) Не понимаю все равно))
вот ты писал скорость у каждого судна взявшего ленту. А у лидера (до сих пор) не отметил. Как так? ))