История круизов, ч.4. Sic transit gloria mundi...


Продолжаем наше виртуальное путешествие во времени.
Прошлую статью мы закончили на том, что началась Вторая Мировая война. Самая страшная в истории человечества..
Эта разрушительная война не могла не повлиять на индустрию.
Сегодня мы поговорим о том, как именно она повлияла.

С началом войны большие корабли стали востребованы как военные транспорты и госпитали. Началось экстренное переоборудование некогда роскошных лайнеров в соответствии с зовом времени.
В этой статье мы не будем идти сугубо в соответствии с хронологией событий, а пойдем по истории компаний и отдельных кораблей.
Немецкие компании, о которых мы говорили в прошлых частях потеряли почти весь свой флот, часть была потоплена, часть ушла как репарации после войны.
RMS Queen Mary была "призвана" 1 марта 1940 года, когда направлялась с пассажирами в Нью-Йорк. Корабль был экстренно перекрашен в защитные цвета (серо-стальные). Лайнер в народе стали называть - "Grey Ghost" или "Серый Призрак".
Корабль отправился в Сидней и Сингапур. Там с него сняли всю "роскошь" и увеличили вместимость с 2139 пассажиров до 5500.
С 5 мая 1940 года корабль начал участвовать в переброске войск из стран Содружества в Англию. Всего за годы войны "Grey Ghost" перевез более 1,5 млн. человек!


В конце 1941 года был издан указ увеличить вместимость английских транспортов до 15 тысяч человек. На корабле были установлены дополнительные койки. Но все равно, получилось установить только 12500 мест. Остальные почти 3000 человек вынуждены были находиться постоянно на палубе.
"Grey Ghost" стал обладателем рекорда, когда перевез через Атлантику 16082 человека! Корабль в целом хорошо пережил войну и мы к нему еще вернемся.

Для защиты от самолетов на корабле установили зенитные установки.
Photo by: Altair78/Wiki/CC BY-SA 2.0

Немецкий лайнер Columbus, который имел первый в мире открытый бассейн и, который должен был стать знаковым для компании HDL, был затоплен командой в декабре 1940 года около берегов США. Команда боялась захвата корабля американскими или британскими крейсерами, которые его обнаружили.

Photo by: Bundesarchiv, Bild 102-00383 / CC-BY-SA 3.0

Не менее трагическая история постигла знаменитый SS Bremen.
Начало войны застало обладателя Голубой Ленты Атлантики в порту Нью-Йорка. Великобритания попросила США не позволять выходить кораблю в море, так как боялась, что лайнер будет переоборудован немцами в военный транспорт.
В итоге Британия отправила крейсер, который должен был сопроводить SS Bremen в английский порт. Но британцы забыли, что имеют дело с обладателем Голубой Ленты, пусть и далекого 1933 года.
Уже находясь в открытом океане SS Bremen развил максимальную скорость и с легкостью ушел от британского крейсера.


Но если честно, это корабль не сильно спасло. SS Bremen прибыл в Германию в декабре 1939 года. Власти сначала придержали судно в порту, потом корабль решили переделать в военный транспорт. В марте 1941 года неизвестный член экипажа поджег корабль и после пожара он уже не подлежал восстановлению.
Sic transit gloria mundi...

Более успешно сложилась судьба еще одной немецкой обладательницы Голубой Ленты - SS Europa.
Практически всю войну лайнер оставался неактивным. Сначала его планировали использовать как военный транспорт, потом как казармы, были планы даже сделать из него авианосец!

Heinkel He 58 D-1919 Bremen Atlantic being loaded onto the catapult on SS Europa.
Photo by: Bundesarchiv, Bild 102-10309 / CC-BY-SA 3.0


Но в итоге, ни один из этих планов так и не был воплощен в реальность, а корабль был захвачен США в мае 1945 года и тогда же он стал выполнять функции военного транспорта для армии США.


Не обошла стороной война и итальянские лайнеры.
SS Conte Rosso была использована как военный транспорт для переброски войск на африканский театр действий.
24 мая 1941 года судно шло в составе конвоя в Ливию имея на борту 280 членов экипажа и 2449 солдат итальянской армии.
Судно было торпедировано британской подводной лодкой HMS Upholder и затонуло через 10 минут после атаки.
Погибло более 1300 человек.


SS Conte di Savoia сначала продолжала совершать рейсы по Средиземному морю, а потом использовалась как военный транспорт и затонула в 1943 году.


Такая же трагическая судьба у итальянского обладателя Голубой Ленты - SS Rex.
Корабль не принимал участие в войне и почти всю войну его прятали, сначала в Генуе, потом в Триесте.
После капитуляции Италии немцы пытались захватить корабль.
Союзники побоялись, что немцы могут использовать лайнер для блокирования входа в гавань, поэтому было принято решение уничтожить корабль.

Корабль под огнем британской авиации.

8 сентября 1944 года SS Rex был атакован 12 бомбардировщиками. После атаки корабль затонул.


Про RMS Queen Mary мы уже сказали выше, давайте узнаем, как пережили войну корабли Cunard-White Star.
RMS Mauretania II за время войны прошла 540 000 миль и перевезла более 340 000 военных!


Знакомая нам RMS Aquitania прошла Первую Мировую войну как госпитальное и транспортное судно! Потом стала самым роскошным лайнером в мире..
Во время Второй Мировой войны судно было военным транспортом и находилось на службе до 1949 года.
RMS Aquitania находилась на службе с 1914 года, участвовала в двух мировых войнах, прошла более 3 миллионов миль и совершила более 450 рейсов.
В 1950 году лайнер отправили на слом.


RMS Queen Elizabeth была перекрашена в черный цвет и стала военным транспортом. На корабле были установлены зенитные орудия. Благодаря своей скорости RMS Queen Elizabeth (равно как и RMS Queen Mary) могли совершать рейсы без конвоя.
За время войны корабль перевез более 750 000 человек!


Но далеко не все корабли Cunard-White Star пережили войну.
За время войны компания потеряла множество кораблей, среди них:
SS Athenia - стала первым британским кораблем потопленным немцами. Затонула после атаки подводной лодки 3 сентября 1939 года.
Погибло 98 пассажиров и 19 членов экипажа. 1418 человек - спаслись.


RMS Carinthia была торпедирована немецкой подлодкой 7 июня 1940 года. Корабль продержался на плаву 36 часов после атаки. Погибло 4 человека.


RMS Andania затонула 16 июня 1940 года после торпедной атаки.
Команда выжила.


RMS Lancastria была потоплена 17 июня 1940 года немецкой авиацией, погибло более 4000 человек...

Lancastria sinking off Saint-Nazaire, France, 17 June 1940

RMS Laconia была потоплена после торпедной атаки 12 сентября 1942 года.
Погибло более 1500 человек.


Отдельно хочется упомянуть лайнеры Canadian Pacific Steamship Company:
RMS Empress of Britain была торпедирована и затонула 28 октября 1940 года.
По легенде на корабле находилось большое количество золота, которое корабль перевозил из ЮАР в Англию.


RMS Empress of Asia была потоплена японским самолетом 5 февраля 1942 года.




RMS Empress of Canada прошла всю войну как военный транспорт.


Так же в войне участвовали корабли известной и сейчас компании Holland-America Line.
Например, активное участие, как военный транспорт, принимал лайнер - SS Nieuw Amsterdam.
За время войны корабль перевез более 350 000 человек и прошел более 530 000 морских миль.

Nieuw Amsterdam entering Fremantle Harbour on 18 February 1943, with RMS Queen Mary in the background.

Говоря про лайнеры, которые стали поневоле военными транспортами нельзя забывать про французские корабли.
SS Île de France начало войны встретил в Нью-Йорке. Франция не занималась возвратом судна, поэтому оно было отбуксировано к Статен-Айленду.
Вскоре корабль начал использоваться Великобританией как военный транспорт. Корабль пережил войну.

Île de France and Aquitania underway as troopships

SS Normandie постигла более тяжелая судьба.
Вначале войны корабль находился в Нью-Йорке. После того, как Франция сдалась Германии в 1940 году, корабль был арестован Береговой Охраной США.
После вступления США во Вторую Мировую войну корабль переименовали в Lafayette и переоборудовали в транспортное судно.
9 февраля 1942 года во время разборки "Гранд Салона" из-за газовых горелок зажглись спасательные жилеты. Пожарных на корабле не было, а система тушения была отключена.
Нью-Йоркские пожарные прибыли всего за 12 минут, но из-за паники и рабочих не смогли попасть на корабль.


Спустя час корабль начали тушить. Из-за большого потока воды, корабль начал крениться на левый борт.
Проектировщик лайнера предлагать открыть кингстоны и притопить корабль (опустить его на дно Гудзона, благо киль позволял) с целью выровнять его и избавить от крена. Но он не был услышан. И не смотря на то, что пожар был потушен, ночью корабль опрокинулся на бок.


Судно пролежало около пирса более полутора лет. После длительных работ по срезанию труб и всех надстроек ему вернули плавучесть и осенью 1943 года отбуксировали вниз по Гудзону.


Позже были идеи сделать из него авианосец, но дешевле было строить с нуля. Восстановить ее обратно в пассажирский лайнер не представлялось возможным. В итоге корабль продали на металлолом.
Sic transit gloria mundi

Нельзя не сказать о некоторых японских кораблях, которые постигла незавидная участь в этой страшной войне.
Asama Maru (мы о ней уже говорили) затонула после торпедной атаки американской подлодки в ноября 1944 года. Погибло около 400 человек.


Бывший итальянский лайнер "Conte Verde" был затоплен в Шанхае, после капитуляции Италии в 1943 году по приказу капитана.
В июле 1944 года японцы подняли судно. 8 августа корабль подвергся бомбардировке союзников и затонул. Но его опять подняли и уже под названием Kotobuki Maru корабль стал окончательно японским.
8 мая 1945 года корабль попал на американскую мину, но был восстановлен. 25 июля 1945 года после авианалета корабль "выбросился" на берег.


MV Tatsuta Maru была сестрой Asama Maru. Корабль был затоплен после атаки субмарины.
Погибло около 1400 человек.


SS Ural Maru затонул 27 сентября 1944 года после атаки подводной лодки.
Погибло более 2000 человек.


Teia Maru была изначально французским лайнером, но была захвачена японцами.
19 августа 1944 года корабль был потоплен американской субмариной. Погибло более 2600 человек.


Это далеко не полный список погибших японских лайнеров во время Второй Мировой войны.

Отдельно хочу сказать про Советский Союз.
И хотя на то время страна не имела большого круизного флота, пассажирские перевозки имели место и с началом войны многие корабли стали заниматься перевозкой беженцев или военных.

SS Lenin грузо-пассажирский корабль построенный в 1909 году.
Ходил сначала между Владивостоком и Японией, в 1924 году переведен на Черное Море.
27 июля 1841 года подорвался на советской мине около мыса Сарыч, Крым. (Есть версия, что корабль был торпедирован немцами, но нет никаких подтверждений).
По разным оценкам погибло от 900 до 4600 человек (принято считать, что погибло 2500).


Iosif Stalin - изначально пассажирско-грузовой пароход. Был построен в Амстердаме.
Семи палубный лайнер прибыл с завода в СССР только лишь в 1940 году.
3 декабря 1941 года корабль подорвался на трех минах около о. Найссар. На борту находилось 5589 солдат Красной Армии.
Началась спасательная операция, но после большого взрыва она прекратилась. Было спасено 1740 человек.
Корабль погружался с 3 по 5 декабря. Корабль дрейфовал в сторону Эстонии.
Более 3000 солдат, которые оставались на лайнере были взяты в плен немецкими кораблями.
Всего в ходе трагедии и дальнейших событий погибло более 3850 человек.

Солдаты "дрейфуют" вместе с кораблем.
Bundesarchiv, Bild 101II-MN-2787-30 / Peter / CC-BY-SA 3.0

Armenia прекрасный пассажирский лайнер, который был построен в Санкт-Петербурге (Ленинград) в 1928 году.
С началом войны использовался для эвакуации крымчан.
Был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года около Ялты. Погибло по разным оценкам от 3000 до 10000 человек. Историки склоняются к числу - 7000 человек. Удалось спасти только 8 человек.


Вернемся ненадолго к немецким лайнерам.
SS General von Steuben прекрасный немецкий лайнер, который считается первым немецким трансатлантическим лайнером после Первой Мировой войны, затонул 10 февраля 1945 года после атаки советской субмарины.
Погибло более 3600 человек.

Bundesarchiv, N 1572 Bild-1925-109 / Fleischhut, Richard / CC-BY-SA 3.0

SS Cap Arcona некогда прекрасный лайнер был топоплен практически перед капитуляцией Германии.
Корабль перевозил узников концлагерей. Их хотели перевезти предположительно в Норвегию для сокрытия crimes against humanity по приказу Гиммлера.
3 мая 1945 года конвой был атакован британской авиацией. Пилоты были уверены, что на кораблях находятся офицеры СС.
SS Cap Arcona загорелся, опрокинулся и затонул. Немецкий конвой спас 420 членов СС и 16 членов экипажа. Узников концлагерей, которые пытались спастись, немцы расстреливали или сбрасывали в воду.
Из более чем 5000 узников концлагерей спаслось всего лишь около 350 человек.
Всего на SS Cap Arcona погибло около 5000 человек.


Крупнейшей же морской катастрофой в годы Второй Мировой войны (и судя по всему в истории) стало торпедирование немецкого лайнера MV Wilhelm Gustloff советской подводной лодкой.
Об этом лайнере мы уже говорили в прошлой статье.
Это был один из первых лайнеров с размещением кают вдоль бортов. До войны корабль провез 50 круизов и перевез около 65000 туристов. Его маршрутами были норвежские фьорды и Балтика летом и Средиземное море зимой.
С началом войны корабль использовался как госпиталь...

Bundesarchiv, Bild 183-L12207 / Augst / CC-BY-SA 3.0

Кроме того, корабль был плавучей казармой. С началом боевых действий в Восточной Пруссии резко возросло количество беженцев.
Корабль стоял в порту Данцига (нынешний Гданськ). Прием беженцев начался 22 января 1945 года.
30 января 1945 года количество "пассажиров" перевалило за 10000 и команда перестала вести учет.
По современным оценкам на лайнере, в момент отплытия, находилось 10582 человека, из них 8956 беженцев (в основном стариков, женщин и около 5000 детей).
30 января 1945 года капитан советской субмарины S-13 Alexander Marinesko увидел ярко освещенный корабль (что было не принято в военной практике для таких судов). Два часа субмарина следила за кораблем, после этого лодка зашла на атакующий курс и выпустила 3 торпеды по лайнеру.
В течении часа корабль затонул. Погибло, по самым скромным подсчетам, около 9400 человек.

Bundesarchiv, Bild 183-H27992 / Sönnke, Hans / CC-BY-SA 3.0


Кстати, SS General von Steuben, который был потоплен всего через 11 дней и о котором мы говорили немного выше был потоплен этой же подлодкой и этим же Alexander Marinesko.
Всего за две недели от руки Маринеско погибли более 10000 человек и два океанских лайнера..

Всего за годы войны, по самым скромным подсчетам было затоплено более 50 океанских лайнеров, на которых погибло более 90000 человек!
В нашей статье мы лишь затронули малую часть этой большой трагедии, а в нашей аналитике не подсчитаны грузовые корабли, военные, баржи, да и любые суда, которые перевозили людей.. Мы говорили только лишь про круизные лайнеры..

Страшная война, которая изменила мир...
Круизная индустрия опять фактически умерла...


Posts from This Journal by “история” Tag

promo shumaiev january 9, 2016 21:55 39
Buy for 30 tokens
Приветствую тебя, дорогой друг, на страничках моего журнала. Меня зовут Алексей и я стартапер, который любит путешествовать. В первую очередь этот журнал посвящен путешествиям, истории, туризму и странам мира. Это не путеводитель, а всего лишь возможность поделиться своими впечатлениями и опытом…
Так много затрачено. Дно морское хранит в себе все эти истории