История круизов, ч.3. Дежавю...


Продолжаем наше историческое путешествие. Напомню, что в прошлых статьях мы познакомились с становлением круизной индустрии, ее рассветом и очень быстрым закатом в виду Первой Мировой войны.
Сегодня мы охватим не менее интересный период времени, когда круизная индустрия восстала из пепла, словно птица Феникс и вновь... история рассудила по-своему.
Добро пожаловать в виртуальное путешествие сквозь года.


Несмотря на разрушительную войну, круизная индустрия достаточно быстро стала приходить в себя.
Немецкие круизные компании попали под репарации и были вынуждены отдать корабли американским и британским компаниям.

Флот компании North German Lloyd фактически перестал существовать. Как мы говорили в прошлой статье, большая часть кораблей NGL еще до конца войны перешла под американский военный контроль. В итоге, некогда мощная компания, после войны имела флагмана - 781 тонный Grüß Gott.

Компания Hamburg America Line, которая, как мы помним построила перед войной три суперлайнера (Imperator, Vaterland and Bismarck) так же потеряла всех своих флагманов. Но, если во время войны Imperator и Vaterland выполняли роли военного транспорта, то после нее корабли отошли уже знакомым нам компаниям.
SS Imperator был продан американцами компании Cunard в 1919 году. Корабль был немного отремонтирован, получил название RMS Berengaria и начал совершать поездки.


К слову, компания Cunard потеряла 22 корабля во время войны, среди них была знаменитая Lusitania. RMS Berengaria должна была вернуть былую славу компании. И, к слову, ей это удалось. Более того, RMS Aquitania, RMS Mauretania и RMS Berengaria стали известны в мире, как "Большая тройка".
Эти корабли стали одними из самых роскошных кораблей в истории.

Реклама RMS Aquitania, 1920-ые

На кораблях был проведен ремонт, появились новые шикарные рестораны, индустрия потихоньку оживала.


Компания White Star Line еще до войны получила удар, с которым тяжело было справиться - потерю Титаника. Во время войны еще один суперлайнер ушел на дно - HMHS Britannic.
Отдадим должное RMS Olympic, как мы говорили, корабль отлично прошел войну и даже потопил подлодку Германии (не каждый военный корабль может похвастаться таким).
В августе 1919 года корабль вернулся со службы в Белфаст, где был проведен ремонт, корабль перевели с угля на нефть. Были добавлены шлюпки.


Но, оставшись всего с одним "лидером" White Star Line не могла конкурировать на рынке, поэтому компания начала борьбу за бывшие немецкие лайнеры. Изначально White Star хотели заполучить SS Imperator, но он уже ушел к Кунарду.
В итоге, White Star Line достались два прекрасных судна Columbus (компания HDL) и Bismark (Hamburg America Line).
35 000 тонный Columbus был построен перед войной, стал чуть-ли не флагманом компании, но так и не совершил ни одного рейса.


Более того, корабль полностью закончили лишь в 1920 году, тогда он и отошел к White Star Line под именем RMS Homeric. Забегая немного вперед скажу, что корабль проработал на Атлантическом направлении, но в виду появления новых кораблей у компании и новых анти-эмигрантских законов США (на корабле было множество кают третьего класса), Homeric был отправлен на круизные маршруты по Средиземному морю.
Более того, это один из первых кораблей, которые можно сказать, стал чисто круизным.


Что интересно, то его сестра, которая должна была зваться Hindenburg, осталась у компании HDL (в виду недостроенности) и стала носить имя Columbus. Корабль закончили в 1922 году и это был один из первых кораблей в мире, который имел открытый бассейн на верхней палубе.

Bundesarchiv, Bild 102-00383 / CC-BY-SA 3.0

Вторым большим кораблем, который отошел к White Star Line стал 56 000 тонный SS Bismarck. Корабль не был достроен до войны и всю войну простоял на верфи. В 1920 году корабль был достроен по требованиям White Star Line и переименован в RMS Majestic.


Первый рейс корабля состоялся 12 мая 1922 года из Саутгемптона в Нью-Йорк. RMS Majestic стал новым флагманом White Star Line. Более того, это был самый большой корабль в мире!


Можно сказать, что всего за несколько лет индустрия фактически не только ожила, но и начала развиваться с невиданной доселе силой.
В 1922 году RMS Laconia компании Cunard совершает первый в истории кругосветный круиз. Который проходил из Нью-Йорка, через Панамский канал, Японию и страны Азии, Суэцкий канал, Средиземное море, Атлантику и обратно в Нью-Йорк.


Все послевоенные корабли оснащаются с небывалой роскошью, интерьеры все больше походят на первоклассные гостиницы, а каюты порой на дворцовые помещения. Интерьерами кораблей занимаются ведущие архитекторы и декораторы.
Сухой Закон (запрет на употребление алкоголя в США (1920-1933 года) порождает бум в индустрии. Круизы становятся популярным видом отдыха среди обеспеченных американцев, а особенно пользуются успехом "круизы в никуда", когда корабль просто выходил из порта, например, Нью-Йорка и покидал нейтральные воды и уже там люди могли насладиться алкоголем. В народе эти круизы зачастую называли - запойными круизами (Prohibition-dodging cruises or Booze Cruises (aka “cruise to nowhere” or “party cruise”)).
Например, RMS Berengaria проводила такие круизы, более того она заработала себе народное имя - "Bargain-area".


Казалось бы, опять в мире может наступить гегемония Кунарда и White Star Line, ну или хотя бы британских и американских компаний (более того, как мы помним Голубая Лента Атлантики все еще принадлежит RMS Mauretania с 1909 года).. Но не тут то было.
Неожиданно на круизную арену выходит Франция в лице компании Compagnie Générale Transatlantique.
Компания, в принципе, уже была знакома в Европе своими кораблями, например, 24 000 тонным SS France (1910 год).
Который вышел в первый рейс всего через 5 дней после Титаника, во время Первой Мировой войны был транспортным и госпитальным судном, а после войны обратно вернулся в строй...


И вместе с только достроенным лайнером "Париж" (самым большим французским лайнером) в 1921 году создали прекрасный тандем, который полюбился французской богеме. Лайнеры служили летом на трансатлантике, а зимой отправлялись в круизы (по Карибам или Средиземному морю).
Кстати, эти корабли активно участвовали в Booze Cruises.


С появлением SS Île de France, SS France полностью перешла на круизы.


Кстати, Île de France ознаменовал новую веху в круизном мире. Корабль был полностью оформлен в современном на то время стиле - арт-деко и фактически выход этого лайнера в 1927 году стал концом эпохи "роскошных плавучих гостиниц".


Не будем забывать про Германию!
Несмотря на то, что немецкие компании почти полностью потеряли свой флот - они не сдались.
Компания North German Lloyd, как мы говорили выше, сохранила и достроила корабль SS Columbus, который начал совершать регулярные рейсы с 1924 года.
Приблизительно в это же время принято решение строить новые мегалайнеры. Практически одновременно заложены новые корабли SS Bremen и SS Europa.

Bremen while under construction.
Bundesarchiv, Bild 102-06403 / CC-BY-SA 3.0

Эти корабли должны были вернуть былое превосходство Германии на Атлантике. И им это удалось!
В 1929 году Bremen бьет 20-летний рекорд Mauretania и становится обладателем Голубой Ленты Атлантики с результатом - 27.83 knots (51.54 km/h).
В 1930 году Europa бьет рекорд Bremen.

Bundesarchiv, Bild 102-09251 / CC-BY-SA 3.0

В 1933 году Bremen опять становится обладателем престижной премии.
Кстати, в этих кораблях впервые были применены стандартные каюты для пассажиров, выдержанные в рациональном стиле. Остальные компании пришли к этому только лишь после Второй Мировой войны.
Кроме того, бурную популярность круизов в Европе, как это не странно, привил нацистский режим. Круизы, организованные для немецких рабочих, стали обычным явлением в Германии.

Bundesarchiv, Bild 102-11081 / CC-BY-SA 3.0

Еще одним новатором в круизной сфере стал немецкий корабль MV Wilhelm Gustloff.
В нем впервые пассажирские каюты были размещены вдоль бортов, что давало естественное освещение, более того - каюты для команды были размещены также. Остальные круизные компании перешли на такой "стандарт" только лишь в 1980-х.

Bundesarchiv, Bild 183-H27992 / Sönnke, Hans / CC-BY-SA 3.0

В историческом аспекте мы не можем не упомянуть про итальянские компании, которые тоже старались участвовать в конкурентной борьбе.
Известная компания Italia Line была основана в 1932 году.
У компании сразу появилось несколько небольших кораблей, которые ходили по Средиземному морю, например, SS Giulio Cesare.


Но, известной, компания стала в 1933 году, когда, через год после появления, она заработала Голубую Ленту Атлантики с новым, 51 000 тонным, кораблем - SS Rex.


В это же время у White Star Line и Cunard началась не самая приятная полоса.
В 1928 году White Star Line заказали новый лайнер - Oceanic (III), а в 1930 году Кунард заказали - 80 000 тонный корабль. Все это делалось в ответ на "угрозы" конкурентов. Но.. В 1929 году в США случился Биржевой крах на Уолл-стрит, который очень сильно ударил по круизной индустрии. Во-первых, компании потеряли клиентов. Во-вторых, инвесторов.
В результате Великой Депрессии White Star Line не было суждено достроить Oceanic (III), который должен был спасти ее от краха...


Более того, в 1934 компания слилась с компанией Кунард. Вклад White Star Line составлял около 10 кораблей.
Этот шаг дал возможность Кунард закончить ее нового гиганта Hull 534 (который вскоре был назван Queen Mary).
Печальной картиной этого слияния стал уход на "свалку истории" двух прекрасных кораблей RMS Olympic и RMS Mauretania.

Olympic (left) and Mauretania (right) moored along the "new" Western Docks in Southampton in 1935, before her final voyage to the breaker's yard in Rosyth, Scotland

Может быть решение было правильное, потому что французы не только не отставали, но и выпустили крупнейший и роскошнейший лайнер в мире - SS Normandie.
Кроме того, что этот лайнер стал самым большим, он еще и моментально завоевал Голубую Ленту Алтантики в 1935 году.

Altair78/Wiki/CC BY 2.0


Лайнер был уникальным во многих аспектах.. Например, на нем впервые установили радиолокационную станцию, первую на транспортном флоте. У лайнера были наклоненные под углом трубы, которые придавали вид скорости, при этом 2 трубы были функциональными и одна фальшивая.
Корабль имел трехпалубный ресторан на 1000 человек, на корабле были эмалированные ванны, души, умывальники, которые расходовали до 40 тонн горячей и 100 тонн холодной воды в час.
В общем, это был корабль из будущего.


На этом моменте хочу сделать маленькое лирическое отступление..
Кроме европейских стран на круизном рынке пыталась проявить себя Япония.

Asama Maru

Компания Nippon Yusen занималась кораблестроением и в ее флоте было несколько крупных лайнеров, например, Asama Maru.
Японские лайнеры были крайне активны на тихоокенском рынке. Были популярны рейсы, которые включали в себя порты: Гонконг, Шанхай, Йокохаму, Гонолулу, Лос-Анджелес и Сан Франциско.


Но давайте вернемся на европейский "театр действий".
Кунард, который уже "поглотил" White Star не мог долго отставать от SS Normandie.
Ресурсы, которые компания получила при объединении помогли достроить RMS Queen Mary.
Гигантский по тем временам лайнер - более 80 000 тонн, совершил свой первый вояж в 1936 году. Корабль стал не только самым большим в мире, но и сразу же захватил Голубую Ленту Атлантики.


Через год SS Normandie вернула Голубую Ленту себе.

Altair78 (talk)/Wiki/CC BY 2.0

Не прошло и года, как RMS Queen Mary вернула себе это звание в 1938 году.


Кстати, "создательница круизов" P&O все это время развивалась.
Компания не занимала лидирующих высот, но имела достаточно внушительный флот кораблей, которые регулярно совершали круизы по Европе и, в особенности, по Норвегии.

Cunard решил закрепить свое превосходство. В 1938 году на воду сошел прекраснейший лайнер - RMS Queen Elizabeth.
Это был крупнейший лайнер того времени, водоизмещением - 84 000 тонн.
Лайнер был самым современным кораблем своего времени!


Корабль покинул верфь в марте 1940 года. Корабль направлялся в Саутгемптон. Во время прибытия судна, город подвергся бомбардировке Люфтваффе.
Шел 6 месяц Второй Мировой войны.
Корабль отправился в Нью-Йорк, где присоединился к RMS Queen Mary и «SS Normandie».
Три крупнейших корабля в истории человечества приготовились встречать страшную войну..


Войны, которая опять повергла индустрию в пучину..
Войну, которая унесла жизни миллионов людей...

Но об этом мы расскажем в следующей статье.


Posts from This Journal by “история” Tag

promo shumaiev january 9, 2016 21:55 38
Buy for 30 tokens
Приветствую тебя, дорогой друг, на страничках моего журнала. Меня зовут Алексей и я стартапер, который любит путешествовать. В первую очередь этот журнал посвящен путешествиям, истории, туризму и странам мира. Это не путеводитель, а всего лишь возможность поделиться своими впечатлениями и опытом…
Какой интересный материал! С удовольствием прочитала, спасибо!
кто сказал?
Не ,ну можно отделаться парой строк. Но от это не легче будет никому ))