История круизов, ч. 2. Взлет и падение...


Пришло время продолжить нашу серию статей про историю круизного рынка. В прошлой статье мы говорили о становлении данной индустрии.
Сегодня давайте же познакомимся с "золотым веком" трансатлантических лайнеров, огромном величии и не менее громком падении индустрии.

В прошлой статье мы закончили на том, что в конце 19, начале 20 века на арену трансатлантических боев за Голубую Ленту резко и довольно успешно вышли германские компании и лайнеры. Можно сказать, что на то время борьба точилась между английскими и германскими компаниями, пока в 1902 году компания White Star Line не была поглощена крупным американским конгломератом. С этого момента, наверное, можно считать, что и американские компании включились в битву за Атлантику.
С приходом нового века и появлением новых компаний менялись и подходы к круизам.
В 1904 году P&O впервые в индустрии начала делать рекламу круизов. Рекламировались "поездки" на новеньком, но сравнительно небольшом пароходе Vectis, рассчитанном всего на 150 пассажиров.


Кстати, называли этот корабль - круизная яхта. Как видите, слово круиз уже тогда было в обиходе.


Отдельным толчком к развитию индустрии стало то, что обычно переполненные корабли, которые шли в Новый Свет, обратно в Европу возвращались практически пустыми. Компании старались позиционировать такие поездки не просто, как вид транспорта, а как своего рода путешествие.
Кроме того, компании начали гонку за звание - самого-самого корабля, например, самого большого. Компания White Star Line, которая уже здорово научилась выпускать серии кораблей, ознаменовала начало века 4 новыми, 24 000 тонными лайнерами. которые в народе прозвали - The Big Four.
С 1901 по 1906 год было спущено на воду 4 гиганта того времени: RMS Celtic, RMS Cedric, RMS Baltic & RMS Adriatic.


На кораблях того времени все еще оставалось разделение на классы и зачастую в третьем классе ехали эмигранты. Однако, например у White Star Line для пассажиров третьего класса были обустроены отдельные dining-rooms со скатертями и серебряными приборами.
К слову, компании стали уделять огромное внимание не только скорости пересечения Атлантики, но и комфорту пассажиров.
Некоторые исследователи говорят, что за идеей создания "суперлайнера", который бы скрывал факт нахождения в открытом море для пассажира и сочетал в себе качества корабля и первоклассного отеля, стоит Германия.
А построенный в 1906 году корабль SS Kaiserin Auguste Victoria компании Hamburg America Line, стал не только первоклассным отелем, но и самым большим кораблем того времени.


Не отставала от конкурентов и компания Cunard.
В 1907 году на воду были спущены 2 суперлайнера - RMS Lusitania & RMS Mauretania, которые стали не только самыми большими кораблями, но и самыми быстрыми.
RMS Lusitania завоевывала Голубую Ленту 4 раза с 1907 по 1909 год (с максимальной скоростью - 25.65 knots (47.50 km/h).


RMS Mauretania поставила рекорд в 1909 году - 26.06 knots (48.26 km/h). При этом этот рекорд был побит лишь в 1929 (!) году.


Немцы очень сильно хотели удерживать лидерство в Атлантике. Поэтому в конкурентной борьбе, кроме Hamburg America Line, принимала участие и компания North German Lloyd. Ее корабли несколько раз брали Голубую Ленту, а построенные с 1896 по 1907 год четыре суперлайнера класса - Kaiser (Kaiser Wilhelm der Grosse, Kronprinz Wilhelm, Kaiser Wilhelm II, Kronprinzessin Cecilie) открыли "декаду Германии" в Атлантике.

SS Kronprinzessin Cecilie

Кстати, это были первые корабли, которые были построены с 4 трубами.

SS Kaiser Wilhelm II

Кстати, что интересно, кроме "битвы за Атлантику" NDL активно развивала другие направления. С 1894 по 1908 год было построено множество кораблей тоннажем около 10 000 тонн каждый. Например, Barbarossa & Generals classes, которые предназначались для круизов по Австралии, Азии и Дальнему Востоку.

SS Princess Alice in Cebu, Philippines

Но давайте вернемся к Атлантике. Cunard громко заявил о своем лидерстве в 1907 году кораблями RMS Lusitania & RMS Mauretania.
Конкуренты не заставили себя ждать и практически одновременно White Star Line и Hamburg America Line заявили о постройке серии из трех суперлайнеров каждая. И не смотря на то, что корабли Cunard были все еще самые быстрые, но по роскошности они значительно уступали конкурентам.
White Star Line объявил о постройке кораблей класса - Olympic, вероятно самой известной серии кораблей в истории человечества - Olympic, Titanic, and Britannic.


Olympic совершил свой первый вояж в 1911 году и это был самый роскошный и самый большой корабль из когда-либо построенных человеком. Все корабли данной серии имели 9 палуб, 7 из которых открыты для пассажиров. Корабли имели Променаду, где пассажиры могли прогуливаться. Кроме того, на суднах были турецкие бани, спортзалы, многочисленные рестораны и даже бассейн!
Титаник был спущен на воду в мае 1911 года, а Британник в феврале 1914 года.

Олимпик слева и Титаник справа.

Hamburg America Line приблизительно в это же время объявила о запуске лайнеров класса - Imperator (Imperator, Vaterland and Bismarck). И эти корабли должны были стать самыми роскошными, большими и быстрыми в истории.
SS Imperator совершил свой первый вояж в 1913 году и он стал самым большим кораблем в мире.


Что интересно, спущенный на воду в этом же году SS Vaterland возглавил список самых больших кораблей в мире.


Но и это еще не все. :) Спущенный на воду через год (в 1914) корабль SS Bismark стал самым большим кораблем в мире и этот рекорд продержался до 1935 года! Единственное что, этот корабль так и не был под Германским флагом.


Как мы видим, Hamburg America Line выпустила 3 лайнера за 2 года, которые стали крупнейшими и роскошнейшими лайнерами того времени.
Cunard решила не отставать и объявила о своем роскошном лайнере - RMS Aquitania.
Этот лайнер, заложенный в 1910 году и спущенный на воду в 1913 году должен был стать достойным конкурентом гигантам White Star Line и Hamburg America Line.


Можно сказать, что 1912 год стал "золотым" в истории кораблестроения и круизной индустрии. Были заложены новые корабли, мегалайнеры уже плавали или проходили ходовые испытания, компании мечтали о Голубой Ленте и тотальном доминировании на рынке.. Но.. История распорядилась иначе...
Титаник затонул во время своего первого вояжа 15 апреля 1912 года. Эта катастрофа унесла жизни более чем 1550 человек.


Начало Первой Мировой войны положило конец свободному передвижению по Атлантике, а корабли ждала порой трагическая участь.

Суперлайнеры компании North German Lloyd:
SS Kaiser Wilhelm der Grosse был реквизирован Кайзеровским флотом и стал вспомогательным крейсером. На нем были установлены артиллерийские орудия. Лайнер успел потопить 2 грузовых судна (при этом команда не тронула два пассажирских корабля).
26 августа 1914 года лайнер (или уже крейсер) был застигнут в Рио-де-Оро (Западная Сахара) британским крейсером и в ходе боя команда приняла решение затопить судно (по другим источникам его потопили англичане).


SS Kronprinz Wilhelm так же был вспомогательным крейсером, при чем достаточно успешным. В апреле 1915 года зайдя в американский порт, корабль был интернирован армией США и после этого уже ходил под флагом США

Кронпринц Вильгельм интернирован в порту США, апрель 1915. Обратите внимание на немецкий флаг, еще не успели снять.

SS Kaiser Wilhelm II начало войны застало недалеко от Нью-Йорка. Корабль был доставлен в порт в сопровождении кораблей Великобритании. В 1917 году корабль перешел на службу США как военный транспорт под именем USS Agamemnon.


SS Kronprinzessin Cecilie начало войны так же застигло недалеко от берегов США. Корабль был отправлен в Bar Harbor, Maine. Где в апреле 1917 года корабль был интернирован армией США. Лайнер назвали USS Mount Vernon и он стал транспортным судном.


Суперлайнеры компании Hamburg America Line:
SS Imperator начало войны застал в Гамбурге. Корабль 4 года простоял в порту, однако в 1919 году был отправлен в США, как военный транспорт.


SS Vaterland совершил всего несколько вояжей. Начало войны он встретил в Нью-Йорке. Там его и задержали на следующие три года. Корабль был отправлен в Hoboken, NJ.
В 1917 году корабль был взят на службу США, как военный транспорт, под именем USS Leviathan.


SS Bismarck был спущен на воду в июне 1914 года. Однако из-за начала войны корабль не успел совершить даже ходовых испытаний. Корабль провел испытания только в 1922 году.


Давайте узнаем, какая судьба была у мегалайнеров White Star Line:
Корабли Большой Четверки (RMS Celtic, RMS Cedric, RMS Baltic & RMS Adriatic) принимали участие в войне. RMS Celtic использовался как военный транспорт и попал на мину в 1917 году, но остался на плаву. RMS Cedric был вспомогательным крейсером. RMS Adriatic несколько раз перевозил военных.
Что касается Олимпика и Британника, то тут судьба была менее благосклонна.
Олимпик не стал военным транспортом, а первые годы войны совершал пассажирские рейсы, хотя и был перекрашен в защитный цвет.
В 1915 году Олимпик все-таки поступил на военную службу, как военный транспорт. На корабль даже установили 3 небольших орудия.


Всего за время войны корабль совершил более 22 трансатлантических переходов при этом потопив (!) немецкую подлодку U-103 в Ла-Манше. Олимпик взял ее на таран!


HMHS Britannic встретил войну спущенным на воду. Это должен был быть самый роскошный лайнер того времени. Но, он был не до конца достроен.
В 1915 году корабль был реквизирован, как плавучий госпиталь. Каюты были превращены в палаты, рестораны были оборудованны в операционные.
Корабль был окрашен в цвета госпитального судна с тремя красными крестами на каждом борту. Согласно Женевскому соглашению корабль должен был быть неприкасаемым...


В ноябре 1916 года Британник 6 раз отправился в свой путь, как госпитальное судно. Путь корабля лежал в Мудрос.
28 октября подлодка U73 расставила мины в канале Кеа, именно по этому каналу пролегал путь Британника.
21 ноября Британник наскочил на мину.. Британник утонул всего за 55 минут. За это время с судна успело спастись 1036 человек, погибло около 30 человек.


Суперлайнеры Cunard постигла похожая судьба:
RMS Lusitania с началом войны продолжала пассажирские рейсы, при этом корабль был самым быстрым в Атлантике (почти на 20км/ч быстрее любой подлодки). Однако корабль все равно был окрашен в защитные цвета.
В апреле 1915 года Германское посольство в США напечатало предупреждение для граждан Германии не плыть на Лузитании.
Несмотря на предосторожность, 1 мая 1915 года "Лузитания" покинула Нью-Йорк.


7 мая 1915 года, недалеко от берегов Ирландии корабль был торпедирован немецкой подлодкой U-20.
Произошло 2 взрыва.


Всего за 18 минут Лузитания затонула, унеся жизни 1198 человек.


RMS Mauretania изначально использовалась как военный транспорт.


Но после торпедирования Лузитании, корабль вернули в порт. А с 1916 года Мавритания стала госпитальным судном.


RMS Aquitania к началу войны совершила всего несколько рейсов. Во время войны корабль использовали как вспомогательный крейсер, но корабль тратил много топлива. Поэтому его перевели в транспортное судно.


Ближе к концу войны судно стало использоваться, как госпиталь.


Вот такая вот судьба постигла суперлайнеры..
И если в марте 1912 года наступал золотой век путешествий на роскошных лайнерах и будущее было настолько радужное, что никто даже не мог оценить перспективы, то в марте 1916 года все было намного прозаичнее и печальнее.
К 1918 году множество кораблей было потоплено или повреждено. От былой роскоши не осталось и следа, а люди забыли, что такое путешествовать ради удовольствия..
Круизная индустрия умерла...

Продолжение следует...

Posts from This Journal by “история” Tag

promo shumaiev january 9, 2016 21:55 39
Buy for 30 tokens
Приветствую тебя, дорогой друг, на страничках моего журнала. Меня зовут Алексей и я стартапер, который любит путешествовать. В первую очередь этот журнал посвящен путешествиям, истории, туризму и странам мира. Это не путеводитель, а всего лишь возможность поделиться своими впечатлениями и опытом…
только-только начали развиваться как отрасль и тут каюк всему пришел. Печально.

Olympic совершил свой первый вояж в 1911 году и это был самый роскошный и самый большой корабль из когда-либо построенных человеком.
Я так подозреваю именно на тот момент? или до сих пор?
На тот момент..

Ох, там индустрии все еще впереди)) Хотел сначала вложиться в один пост.. Уже 3.. И конца края не видно.. Оказалась богатая история..