История круизов, ч. 1. Как зарождались круизы.


Мы так много говорим о круизах, более того круизная индустрия сейчас одна из самых активно развивающихся тревел-индустрий. Но мало кто знает историю этого вида отдыха. Это удивительно, ведь корабли использовали тысячелетиями, но от начала регулярных пассажирских перевозок до современной туристической отрасли прошло всего лишь 200 лет.
В этой статье мы хотим познакомить вас с удивительной историей круизов!

Многие века моря звали путешественников и авантюристов в приключения. Без кораблей не было бы Великих открытий, мы бы никогда не узнали про Америку и Австралию. Но на протяжении веков путешествия морем имели достаточно непривлекательный вид и были довольно опасны.
В районе 17-18 веков волна иммиграции немного изменила понятия про "путешествия" морем, при чем далеко не в лучшую сторону. Бедные люди зачастую терпели невероятные лишения, чтобы пересечь океан.



В 1817 году произошло событие, которое положило началу создания целой индустрии. В Нью-Йорке была основана компания "Black Ball Line", которая стала первой судоходной компанией в мире, которая внедрила регулярные пассажирские перевозки через Атлантику. При этом стоит сказать, что пассажирские перевозки в то время были, как бы дополнением, к грузовым перевозкам.
Кстати, одной из основных причин появления таких перевозок стало то, что в США корабли шли забитые под завязку иммигрантами, а обратно шли пустыми.
Как вы понимаете, корабли в то время были парусными.


В 1830-х годах произошла настоящая революция в кораблестроении и на смену парусным кораблям пришли пароходы.
При этом две крупные компании стали настоящими пионерами острасли.
Основанная в 1840 году компания "Cunard Line" (в то время еще известная, как British and North American Royal Mail Steam Packet Company) предложила одни из первых, 14 дневных ,трансатлантических вояжей на новейшем на то время колесном пароходе "Британия". При этом на корабле были коровы, которые обеспечивали пассажиров СВЕЖИМ молоком во время поездки!


Однако, настоящим прорывом стала, британская компания, основанная в 1818 году, P&O (Peninsular and Oriental Steam Navigation Company).
В 1844 году компания первой в мире предложила вариант практически круизного отдыха с рейсами из Саутгемптона в Гибралтар, Мальту и Афины. Фактически, это были первые варианты нынешнего круизного отдыха. Можно считать, что компания P&O - старейшая круизная компания в мире!
Кстати, компания достаточно быстро запустила раунд-трип рейсы их Англии в Александрию и Константинополь, с заходами в европейские порты.

Корабль P&O в Венеции. (1870 год)

Но, конкуренты не отставали. Самым ярым соперником, наверное, была компания "Кунард", которая создала корабли один прекраснее другого. При этом, уже в то время, в компании "Кунард" старались сделать переход через Атлантику максимально быстрым и комфортным.

Европа (1848 год)


Great Britain (1844)

И если P&O сконцентрировались на круизах, то Кунард - на пересечении Атлантики и рейсах из Англии в США.
Первым же кораблем, который отправился из США в Европу в круиз, можно считать пароход "Quaker City". У парохода сложная судьба, он принимал участие в Гражданской Войне в США, но в 1867 году он совершил круиз из Нью-Йорка в Европу и Палестину. А находившийся на борту Марк Твен, написал книгу "Простаки за границей". Можно сказать, что эта поездка стала прекрасной рекламой круизов, как вида путешествий.


Ближе ко второй половине 19 века индустрия стала стремительно развиваться. И опять, можно сказать, что новаторами была компания P&O.
Они первые построили стальной лайнер в 1881 году - SS Ravena. Так же они первыми запустили корабль с электрическим освещением - SS Valetta (1889). Они же первые предложили увеселительные путешествия и первые, кто старался проводит круизы круглый год.


Отдельно стоит отметить Германию, которая старалась быть лидером рынка. Они активно включились в конкурентную борьбу и их круизные корабли способствовали развитию рынка.
Например, известный корабль "Августа Виктория" не только совершил трансатлантический переход по маршруту Гамбург - Саутгемптон - Нью-Йорк. Но и одним из первых совершил круиз по Средиземному морю в зимний период, который проходил в января по март 1891 года.
Этот круиз очень популяризировал данный вид отдыха. А судовладелец компании «Гамбург-Америка лайн» Альберт Баллин, который был одним из 241 пассажира этого круиза, настолько проникся данным видом, что уже к 1898 году «Гамбург-Америка лайн» стала крупнейшей судовладельческой компанией в мире, которая имела 58 (!) собственных пароходов!

Августа Виктория в Средиземном море

Именно эта компания построила первый в мире люксовый лайнер для круизов - Prinzessin Victoria Luise (1900 год).


Конечно же, мы не можем забыть про такую компанию, как White Star Line. Она была основана в 1845 году и, изначально, специализировалась на перевозках между Британией и Австралией.
Компания сразу же старалась быть лидером, а ее корабли зачастую были крупнейшими. Например, RMS Tayleur, был крупнейшим пассажирским парусником своего времени.
Что печально, что этот корабль потерпел крушение, которое стало крупнейшим на то время.. Более того, корабль разбился во время своего первого круиза..


Первым же лайнером компании стал корабль "Океаник", построенный в 1870 году. Корабль был по своему инновационным - были особые привелегии для пассажиров первого класса, была уменьшена вибрация от двигателей, были созданы специальные дайнинг салоны, а окна были намного больше, чем у аналогичных кораблей того времени. Более того, на борту была доступна водопроводная вода, а для вызова стюарда применялся электрический звонок.
Кстати, этот корабль положил начало целым семействам кораблей. Вполне привычным для нас сейчас сестрам. Например, у Океаника их было 3. И еще, именно этот корабль положил традицию давать окончания кораблям "Уайт Стар Лайн" на -ик. Океаник, Адриатик, Олимпик, Титаник...


Наравне с "Уайт Стар Лайн" я бы выделил "Кунард". К концу 19 века они, как мне кажется, сформировали стиль, внешний вид и услуги на кораблях.
RMS Campania (1893) - Cunard Line


Oceanic (II) (1899) - White Star Line


Отдельно хочется отметить престижную награду - Голубая Лента Атлантики. Это был переходящий приз, который давался океанским лайнерам за скорость пересечения Атлантики.
Давайте же рассмотрим некоторых победителей, которые получили эту награду в 19 веке.

Колумбия, сестра Британии в 1841 году. Компания Кунард. Пересекла Аталнтику за 10 дней 19 часов, скорость - 9.78 knots (18.11 km/h)


Далее корабли Кунарда побеждали в этой номинации до 1850 года. Время пересечения сократилось до 8 дней 14 часов 50 минут, а скорость увеличилась до 12.25 knots (22.69 km/h) (Корабли типа Британии и Европы.
В 1850 году на арену неожиданно вырвалась Collins Line.
SS Pacific в 1850 году пересек Атлантику со средней скоростью 12.46 knots (23.08 km/h)


SS Baltic (1851-1854) - 13.04 knots (24.15 km/h)


C 1856 по 1873 год лидерство держал Кунард. А в 1872 году впервые о себе заявил "Уайт Стар Лайн".
SS Germanic - 1875 - 14.65 knots (27.13 km/h)


Хочу сказать, что дальше основная борьба до конца 19 века точилась между Кунардом и Уайт Стар Лайн.
Иногда на арене появлялись новые компании, как например, компания Inman Line в 1875, 1889, 1892 годах
SS City of Berlin (1875)


SS City of Paris (1889, 1892)


И компании "Guion Line", которая держала Голубую Ленту с 1882 по 1884 год.
SS Alaska


Замечу, что не считая Collins Line и Black Ball Line (США), все компании, получавшие Голубую Ленту Атлантики до 1898 года были родом из Британской Империи.
Еще несколько известных лайнеров, которые получили Голубую Ленту:
RMS Etruria - Cunard Line - 1885, 1888 - 19.56 knots (36.23 km/h)


RMS Majestic - White Star Line - 1891


RMS Teutonic - White Star Line - 1891 - 20.35 knots (37.69 km/h)


RMS Lucania - Cunard Line - 1894 - 21.81 knots (40.39 km/h)


В 1898 в битву за Голубую Ленту активно включилась Германия. Корабль компании North German Lloyd - SS Kaiser Wilhelm der Grosse взял Голубую Ленту совершив переход за 5 дней 20 часов, со скоростью - 22.29 knots (41.28 km/h)


Уже через два года (в 1900 году) другой немецкий корабль - SS Deutschland, уже знакомой нам компании Hamburg America Line, завоевал Голубую Ленту.


Правда, в 1902 году, корабль компании North German Lloyd - SS Kronprinz Wilhelm, отобрал на год этот трофей у SS Deutschland. Но уже в 1903 году SS Deutschland вернула себе звание самого быстрого корабля Атлантики.

SS Kronprinz Wilhelm

Торжество немцев продлилось до 1907 года.. Но это уже совсем другая история..

В следующей статье мы расскажем вам про историю круизных компаний и кораблей в период от начала 20 века и до конца Первой Мировой войны.
Возможно это был один из самых впечатляющих этапов развития отрасли и если бы не гибель Титаника и страшная война, мы бы могли видеть абсолютно другую индустрию.

П.с. Многие из кораблей, про которые мы говорили, потерпели крушения. Да и вообще, первые круизы были достаточно опасными. Возможно, в будущем, мы сделаем отдельную историческую подборку про погибшие круизные корабли..

Продолжение следует...


Posts from This Journal by “история” Tag

promo shumaiev january 9, 2016 21:55 39
Buy for 30 tokens
Приветствую тебя, дорогой друг, на страничках моего журнала. Меня зовут Алексей и я стартапер, который любит путешествовать. В первую очередь этот журнал посвящен путешествиям, истории, туризму и странам мира. Это не путеводитель, а всего лишь возможность поделиться своими впечатлениями и опытом…
Интересно, с удовольствием прочитала
Спасибо)) К сожалению, люди не очень любят исторические посты)
как раз ждет прочтения книга Твена )
Познавательно. Спасиб
Рад, что заинтересовало)) Теперь вот инфу дальше собираю)